Как урегулировать спор по договору займа в претензионном порядке. Образец претензии

Как урегулировать спор по договору займа в претензионном порядке. Образец претензии

Претензионный порядок по договору займа позволяет заранее понять, пора ли обращаться в суд с иском или можно вернуть долг по соглашению сторон.

Претензия передается любым из доступных способов: почтой, курьером или лично. Во всех случаях стоит распечатать два экземпляра и предоставить возможность заемщику вернуть второй с подписью о получении.

Вот пример бланка для составления претензии:

⇓Скачать образец претензии

На какие детали обратить внимание

Повысить шансы в последующих разбирательствах поможет соблюдение ряда правил. Их исполнение гарантирует и снижение сроков судебных слушаний, если до них дойдет дело.

Ключевые моменты:

  • предъявление претензии должно сопровождаться указанием на пункты договора, в которых описаны нарушенные условия.
  • если заемщик избегает личной встречи, придется отправлять заказное письмо с уведомлением о вручении на его адрес проживания/регистрации.
  • квитанция об отправке письма обязательно сохраняется для подтверждения в суде факта попытки разрешить дело в досудебном порядке.
  • стоит указать максимальный срок рассмотрения и ответа по претензии (согласно Гражданскому Кодексу РФ «по умолчанию» он составляет 10 календарных дней).

Грамотно составленный документ должен содержать:

  • наименование;
  • реквизиты составителя, включая способ возврата долга (наличные, счет в банке);
  • реквизиты заемщика;
  • суть предъявляемых претензий, со ссылкой на нарушенные пункты договора или те, что на текущий момент перестали устраивать;
  • четко обозначенные требования с суммой, сроками, конечной датой исполнения;
  • перечень приложений. Среди них обязательно копия договора, дополнительных соглашений, если таковые заключались.

Визируется претензия подписью с расшифровкой. Если речь идет об организации, то надо поставить печать (не штамп).

Варианта развития дальнейших событий всего два. Первый заключается в начале диалога и подписании дополнительного соглашения, предусматривающего изменившиеся условия у заемщика и кредитора. Второй путь – писать иск и обращаться в суд за защитой своих прав.

Обязательно ли направлять претензию

Если договор займа заключался между физическими лицами, в типовых условиях обычно нет требования писать сначала претензию и только потом подавать исковое заявление. В случае с юридическими лицами, все зависит от условий договора. Когда в нем прописана ответственность за просрочку, иные нарушения, особого смысла в претензионном порядке нет.

Но следует учитывать ряд нюансов:

  • заемщик может отреагировать на претензию частичным или полным погашением, в том числе из неофициальных источников дохода, включая продажу ценных вещей, получение займа у других кредиторов;
  • в судебном порядке придется рассчитывать на взыскание только из официальных источников дохода. Есть риск, что у должника их не окажется, как и имущества, на которое можно обратить взыскание;
  • после вступления решения суда в законную силу, просрочивший заемщик может оформить банкротство (если заем превышает 500 тысяч рублей) и все долги с него спишутся автоматически.

Решение часто принимается исходя из информации, доступной кредитору. Если заемщик является владельцем недвижимости, автомобиля или иного дорогостоящего имущества и об этом известно заимодавцу, иск может оказаться наиболее верным решением.

Суд вправе наложить арест на активы должника и тем самым обеспечить возврат долгов. Но с должниками без доходов и имущества такой подход не сработает. С ними лучше работать через претензионный порядок.

Различия между физическими и юридическими лицами

Работать с долгами юридических лиц несколько проще. Если организация еще работает и не собирается проводить ликвидацию, ее юридический адрес остается неизменным. Когда речь идет о физическом лице, он может скрываться, переехать на другой адрес или в иной город.

При разбирательствах с юр. лицом надо заострять внимание на других деталях:

  • претензию должны внести в журнал входящей корреспонденции;
  • стоит убедиться, что принимает бумаги сотрудник, имеющий на это полномочия.

Как в случае с физ. лицом, стоит приложить копию договора. В компании могут работать совершенно другие люди, не те, с кем фактически подписывался договор. Поэтому стоит подходить к общению с позиции максимального понимания ситуации обеими сторонами.

Как передать претензию получателю

Одним из ключевых вопросов является момент передачи претензии исполнителю. На этом этапе возникает масса недоразумений. Причем самое безобидное их последствие – потеря времени, иногда до нескольких месяцев.

За этот период заемщик может скрыться в другом регионе, перевести ценное имущество на третьих лиц, объявить банкротство. В итоге для кредитора шансов взыскать долг практически не остается.

Существует несколько способов официально вручить претензию по займу:

  1. Заказное письмо с уведомлением. Отправитель получает на руки квитанцию с трек-номером, позволяющим отслеживать статус отправления. Плюс после получения письма ему высылается уведомление с отметкой даты и «кто получил»;
  2. Факсимильное отправление. Отличается большей оперативностью, но у заемщика должен быть действующий факс, иначе затея не имеет смысла;
  3. Лично в руки, с подписью на втором экземпляре. Не всякий заемщик согласится на такую форму, ведь в его интересах может оказаться «затянуть время».

Письма не являются 100% гарантией вручения. Заемщик может проигнорировать получение писем, и через 30 календарных дней конверт возвратится отправителю.

По п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса правовые последствия неисполнения претензии наступят лишь по истечении указанного в ней срока при условии зафиксированной даты получения. В случае игнорирования заемщиком заказных писем понадобится подтверждение факта отправки требования, поэтому квитанция от почты должна сохраняться до полного завершения дела.

Автор статьи
Консультант Александр Сергеевич
Эксперт портала
Задать вопрос
Консультации по вопросам кредитования физических лиц:
— от условий оформления займа до погашения и решения сложных вопросов;
— подбор МФО по индивидуальным требованиям заемщика;
— помощь в получении денег с отрицательной кредитной историей.
Ссылка на основную публикацию